Мануалов по различным программам в сети полно - найти их легко и просто. Но вот именно учиться делать схемы мне пришлось методом проб и ошибок. В этом МК я расскажу о том, как я делаю свои схемы: с разными видами швов, бэкстичем, французскими узелками и разным количеством нитей. Я предпочитаю именно такие схемы, такой стиль при сравнительно небольших размерах вышивки позволяет сохранить высокую детализацию. Если вы любите, чтобы вышивка была выполнена только с использованием крестиков, этот МК не для вас, для вас будет позже :)
Вот что нам понадобится:
1. Картинка, которая нравится и которую хочется вышить. На первый раз лучше взять что-то не очень сложное, с четкими контурами и не слишком мелкими деталями. И эта картинка должна действительно нравиться, иначе есть все шансы бросить работу на середине! А работы будет много, примерно от четырех до бесконечности часов.
2. Программа, которая переводит картинки в крестики и поддерживает разные виды швов. Я пользуюсь Pattern Maker, но программ разных довольно много, тут каждый выбирает что-то для себя.
3. Карта цветов тех ниток, с которыми вы будете работать. Это обязательно, без этого никак. В крайнем случае, если у вас очень много ниток какого-то производителя, можно пользоваться прям моточками, но это неудобно. И не факт, что удастся подобрать именно самое лучшее сочетание - вряд ли у вас есть абсолютно все цвета какой-то марки. А если вышивка сложная и предполагает несколько десятков цветов, компромиссы здесь неуместны: вам же потом это и вышивать, труда будет вложено много, жалко будет получить на выходе ерунду.
Я покажу работу на примере вот этой старинной открытки:
Я хочу получить вот что: лицо, шляпа и цветы будут четкими и более яркими, чем на исходной картинке, фон - полукрест, фон неровный, основную площадь будет занимать просто канва.
Ширина картинки - 20 см., 40 цветов.
Теоретически кажется, что это уже вполне можно вышивать. Однако тут важны несколько моментов. Во-первых, все программы перевирают цвета. Стоит проверить по карте, и сразу видно - если верить предлагаемым программой номерам цветов ниток, то кожа будет ярко-розовой, белки глаз - грязно-серыми, румянец - фиолетовым, а шляпа - зеленой. То есть вот это изображение, имитат, не отражает действительность: вышивка, выполненная на этом этапе, будет просто некрасивой. Во-вторых, программа не очень-то заботится о комфортности вышивания: на схеме полно одиночных крестиков - когда крестики не сгруппированы, а разбросаны, вот он цвет 520 тут одним крестиком, а следующее использование этого цвета - 50 крестиков вправо, 37 крестиков вверх- некоторые цвета получены так называемой "шахматкой", когда, например, персиковый получается смешением коричневых и ярко-розовых крестиков. Может, с расстояния в 3 метра оно и будет хорошо смотреться, но нас это не устраивает -) То есть вышивка, сделанная по такой схеме,будет не только некрасивой, но и чудовищно неудобной для работы. Такая схема, кстати, называется прогон.
Этап второй - рисуем контуры
Помним, что на вышивке будет бэкстич? Вот сейчас самое время для его добавления. Основные условия - цветов для бэкстича должно быть немного, желательно - 2-3, не больше. В крайнем случае - 5-6. Больше их обычно и не надо, разве что бэкстич - основной герой вашей вышивки. И второе условие - цвета для бэкстича должны быть гораздо темнее основных тонов вышивки. У мальчика русые волосы - значит, бэк для волос будет темно-коричневым. Васильки голубые и сиреневые - бэк будет темно-синим. Отбираем основные цвета, добавляем их в палитру (если их уже не добавила сама программа). И начинаем рисовать. Сейчас хорошо будет положить перед собой нашу распечатку, потому что контуры элементов в прогоне нечеткие и размытые, по ним мало что можно нарисовать, это просто опора, карта, чтобы соблюсти масштаб. Вот берем и аккуратно-аккуратно все срисовываем.
Вот здесь видно, что я начала со шляпы. И да, не скачем между элементами! Начали элемент - обрабатываем его полностью, так меньше вероятность запутаться и пропустить что-нибудь важное. И не забываем переключаться между цветами. И рисуем на большом увеличении схемы - иначе не будет аккуратных стыковок между стежками в бэке.
Времени на этот этап не жалеем! От того, насколько качественно выполнена эта работа, зависит, получится ли у нас вообще хоть что-нибудь.
Вот тут я увеличила кусочек схемы:
Видно, что эту работу я делала по сплошным клеточкам, мне так удобнее всего. Кому-то, возможно, будет удобней рисовать по крестикам или по символам.
Этап 3 - страшный и внезапный
На этом этапе делаем страшное - убираем все, кроме бэкстича. Совсем все. Вообще все.
Вот так:
Остаточные крестики - это те цвета, которые совпали с выбранными оттенками бэка, я их закрашу сверху в процессе работы.
Дело в том, что если уж программы перевирают цвета, я предпочитаю не гоняться за каждым крестиком, выверяя, насколько именно тут точно передан цвет. Мне проще нарисовать все сверху, с нуля. Так сразу убивается куча зайцев:
- точно не будет никакой шахматки-
- никаких одиночных крестиков-
- цвета будут собраны комфортными для вышивки блоками-
- цвета будут подобраны точно.
Этап четвертый - собственно отрисовка
Вот сейчас мы будем рисовать именно крестиками. В границах, заданных бэкстичем. Тут нам потребуется наша распечатка - помните про нее? Потому что сейчас мы будем терпеливо и кропотливо подбирать цвета, прикладывая нашу карту к картинке. Это очень ответственный этап!
Я рекомендую не подбирать цвета сразу для всей вышивки, а подбирать их поэлементно. В нашем случае отрисовка началась со шляпы. Прикидываем, сколько цветов уйдет на предмет: обычно это от трех до семи цветов на однотонный элемент с тенью и бликом. У меня будет пять цветов, подбор я начинала с самого светлого. Подобрали, добавили в нашу палитру, рисуем:
Оп! Появилась шляпа. Она кажется более темной, чем на исходном фото, за счет того самого перевирания цветов. Из-за неточной цветопередачи вам придется быть мужественными, не верить программе, а верить глазам своим и памяти: если по карте у вас получился теплый розовый 224, а программа вам заявляет, что это фиолетовый, не верьте! Помните - ваш конечный результат это вышивка, а не красивый имитат. Будьте твердыми и продолжайте использовать собственноручно подобранные цвета, как бы ни казалось, что результат получается слишком странным.
Волосы:
Самое сложное - лицо.
Жутенько без глаз и без рта. Добавляем. Самое-пресамое сложное - глаза.
Видно. что лицо "утекло" вниз, это меня не устраивает, переделываю. Заново рисую на лице бэк, более точно раскрашиваю кожу. Это нормально, переделки, ошибки - не страшно.
Без шеи странно, добавляем шею и воротник:
Для воротника я использовала те же цвета, что и для шляпы. Слишком много цветов - тоже нехорошо, неудобно. Хотя тут, конечно, каждый решает для себя сам.
Цветы:
Добавляем зелень к цветам:
Работа с крестиками закончена, теперь полукрест. Смягчаем переход от рубашки к фону и добавляем кусочек зелени:
Для полукреста необязательно подбирать все новые цвета. У меня часть цветов взята с рубашки и шляпы. Не забываем - нам потом надо будет это вышить и не сойти с ума в процессе!
ВАЖНО: обязательно смягчаем переходы между полукрестом и канвой, кроме тех случаев, когда предполагается четкий край.
Продолжаем работать:
Несколько раз увеличиваем-уменьшаем схему, чтобы понять, что нас устраивает, а что надо поправить. Вносим правки и неожиданно понимаем, что основная работа уже проделана! Вот ее результат:
Зелень на имитате кажется слишком насыщенной, а некоторые переходы - слишком грубыми, но не забываем о том, что цвета у нас сейчас переданы неточно! Волнуетесь - быстро сделайте подбор цветов еще раз -)
Чтобы добиться еще большей прозрачности, зелень на моей вышивке будет отшиваться в одно сложение нити. Количество сложений - это тоже хороший инструмент, который позволяет добиться более интересного результата.
Вот так выглядит фрагмент готовой схемы:
Видно, что полукрест передан маленькими-маленькими двойными крестиками. Я пока оставила такой вариант, чтобы можно было выгружать имитат с фоном из полукрестиков, а на схеме для вышивания, естественно, такого не будет, будут нормальные обычные символы.
Этап пятый - проверка
Лучше его сделать после того, как схема полежит хотя бы денек.
Вот что нам нужно будет сделать:
1. Еще раз посмотреть, все ли устраивает? Помним о том, что впереди еще больше труда - собственно вышивка! Не малодушничаем, если что-то не совсем нравится, исправляем. Да, надоело, да, времени уже потрачено много, но надо исправить то, что сделано неточно! Иначе потом будет неприятно вышивать и результат не станет по-настоящему радующим.
2. Отлавливаем возможные одиночные крестики. Их быть не должно, но вдруг? Выделяем по очереди каждый цвет и смотрим, если они есть - убираем.
ВСЕ! Выдохнули! Схема готова!
Если хотите, можете настроить сложения нитей, где-то пунктир для бэка, а где-то пунктир с точками, в программе. Но если вы делали схему для личного пользования, это необязательно, можно просто сделать несколько пометок прямо на распечатке с ключом к схеме, а где какой бэк вы и так будете помнить, забудешь тут после такой работы -)
Для информации: размер будущей вышивки по 16-й аиде 20 на 24.76 см., 126 на 156 крестиков. Количество цветов - около 30.
Приятного вышивания :)
Вот что нам понадобится:
1. Картинка, которая нравится и которую хочется вышить. На первый раз лучше взять что-то не очень сложное, с четкими контурами и не слишком мелкими деталями. И эта картинка должна действительно нравиться, иначе есть все шансы бросить работу на середине! А работы будет много, примерно от четырех до бесконечности часов.
2. Программа, которая переводит картинки в крестики и поддерживает разные виды швов. Я пользуюсь Pattern Maker, но программ разных довольно много, тут каждый выбирает что-то для себя.
3. Карта цветов тех ниток, с которыми вы будете работать. Это обязательно, без этого никак. В крайнем случае, если у вас очень много ниток какого-то производителя, можно пользоваться прям моточками, но это неудобно. И не факт, что удастся подобрать именно самое лучшее сочетание - вряд ли у вас есть абсолютно все цвета какой-то марки. А если вышивка сложная и предполагает несколько десятков цветов, компромиссы здесь неуместны: вам же потом это и вышивать, труда будет вложено много, жалко будет получить на выходе ерунду.
Я покажу работу на примере вот этой старинной открытки:
Я хочу получить вот что: лицо, шляпа и цветы будут четкими и более яркими, чем на исходной картинке, фон - полукрест, фон неровный, основную площадь будет занимать просто канва.
Ширина картинки - 20 см., 40 цветов.
Теоретически кажется, что это уже вполне можно вышивать. Однако тут важны несколько моментов. Во-первых, все программы перевирают цвета. Стоит проверить по карте, и сразу видно - если верить предлагаемым программой номерам цветов ниток, то кожа будет ярко-розовой, белки глаз - грязно-серыми, румянец - фиолетовым, а шляпа - зеленой. То есть вот это изображение, имитат, не отражает действительность: вышивка, выполненная на этом этапе, будет просто некрасивой. Во-вторых, программа не очень-то заботится о комфортности вышивания: на схеме полно одиночных крестиков - когда крестики не сгруппированы, а разбросаны, вот он цвет 520 тут одним крестиком, а следующее использование этого цвета - 50 крестиков вправо, 37 крестиков вверх- некоторые цвета получены так называемой "шахматкой", когда, например, персиковый получается смешением коричневых и ярко-розовых крестиков. Может, с расстояния в 3 метра оно и будет хорошо смотреться, но нас это не устраивает -) То есть вышивка, сделанная по такой схеме,будет не только некрасивой, но и чудовищно неудобной для работы. Такая схема, кстати, называется прогон.
Этап второй - рисуем контуры
Помним, что на вышивке будет бэкстич? Вот сейчас самое время для его добавления. Основные условия - цветов для бэкстича должно быть немного, желательно - 2-3, не больше. В крайнем случае - 5-6. Больше их обычно и не надо, разве что бэкстич - основной герой вашей вышивки. И второе условие - цвета для бэкстича должны быть гораздо темнее основных тонов вышивки. У мальчика русые волосы - значит, бэк для волос будет темно-коричневым. Васильки голубые и сиреневые - бэк будет темно-синим. Отбираем основные цвета, добавляем их в палитру (если их уже не добавила сама программа). И начинаем рисовать. Сейчас хорошо будет положить перед собой нашу распечатку, потому что контуры элементов в прогоне нечеткие и размытые, по ним мало что можно нарисовать, это просто опора, карта, чтобы соблюсти масштаб. Вот берем и аккуратно-аккуратно все срисовываем.
Вот здесь видно, что я начала со шляпы. И да, не скачем между элементами! Начали элемент - обрабатываем его полностью, так меньше вероятность запутаться и пропустить что-нибудь важное. И не забываем переключаться между цветами. И рисуем на большом увеличении схемы - иначе не будет аккуратных стыковок между стежками в бэке.
Времени на этот этап не жалеем! От того, насколько качественно выполнена эта работа, зависит, получится ли у нас вообще хоть что-нибудь.
Вот тут я увеличила кусочек схемы:
Видно, что эту работу я делала по сплошным клеточкам, мне так удобнее всего. Кому-то, возможно, будет удобней рисовать по крестикам или по символам.
Этап 3 - страшный и внезапный
На этом этапе делаем страшное - убираем все, кроме бэкстича. Совсем все. Вообще все.
Вот так:
Остаточные крестики - это те цвета, которые совпали с выбранными оттенками бэка, я их закрашу сверху в процессе работы.
Дело в том, что если уж программы перевирают цвета, я предпочитаю не гоняться за каждым крестиком, выверяя, насколько именно тут точно передан цвет. Мне проще нарисовать все сверху, с нуля. Так сразу убивается куча зайцев:
- точно не будет никакой шахматки-
- никаких одиночных крестиков-
- цвета будут собраны комфортными для вышивки блоками-
- цвета будут подобраны точно.
Этап четвертый - собственно отрисовка
Вот сейчас мы будем рисовать именно крестиками. В границах, заданных бэкстичем. Тут нам потребуется наша распечатка - помните про нее? Потому что сейчас мы будем терпеливо и кропотливо подбирать цвета, прикладывая нашу карту к картинке. Это очень ответственный этап!
Я рекомендую не подбирать цвета сразу для всей вышивки, а подбирать их поэлементно. В нашем случае отрисовка началась со шляпы. Прикидываем, сколько цветов уйдет на предмет: обычно это от трех до семи цветов на однотонный элемент с тенью и бликом. У меня будет пять цветов, подбор я начинала с самого светлого. Подобрали, добавили в нашу палитру, рисуем:
Оп! Появилась шляпа. Она кажется более темной, чем на исходном фото, за счет того самого перевирания цветов. Из-за неточной цветопередачи вам придется быть мужественными, не верить программе, а верить глазам своим и памяти: если по карте у вас получился теплый розовый 224, а программа вам заявляет, что это фиолетовый, не верьте! Помните - ваш конечный результат это вышивка, а не красивый имитат. Будьте твердыми и продолжайте использовать собственноручно подобранные цвета, как бы ни казалось, что результат получается слишком странным.
Волосы:
Самое сложное - лицо.
Жутенько без глаз и без рта. Добавляем. Самое-пресамое сложное - глаза.
Видно. что лицо "утекло" вниз, это меня не устраивает, переделываю. Заново рисую на лице бэк, более точно раскрашиваю кожу. Это нормально, переделки, ошибки - не страшно.
Без шеи странно, добавляем шею и воротник:
Для воротника я использовала те же цвета, что и для шляпы. Слишком много цветов - тоже нехорошо, неудобно. Хотя тут, конечно, каждый решает для себя сам.
Цветы:
Добавляем зелень к цветам:
Работа с крестиками закончена, теперь полукрест. Смягчаем переход от рубашки к фону и добавляем кусочек зелени:
Для полукреста необязательно подбирать все новые цвета. У меня часть цветов взята с рубашки и шляпы. Не забываем - нам потом надо будет это вышить и не сойти с ума в процессе!
ВАЖНО: обязательно смягчаем переходы между полукрестом и канвой, кроме тех случаев, когда предполагается четкий край.
Продолжаем работать:
Несколько раз увеличиваем-уменьшаем схему, чтобы понять, что нас устраивает, а что надо поправить. Вносим правки и неожиданно понимаем, что основная работа уже проделана! Вот ее результат:
Зелень на имитате кажется слишком насыщенной, а некоторые переходы - слишком грубыми, но не забываем о том, что цвета у нас сейчас переданы неточно! Волнуетесь - быстро сделайте подбор цветов еще раз -)
Чтобы добиться еще большей прозрачности, зелень на моей вышивке будет отшиваться в одно сложение нити. Количество сложений - это тоже хороший инструмент, который позволяет добиться более интересного результата.
Вот так выглядит фрагмент готовой схемы:
Видно, что полукрест передан маленькими-маленькими двойными крестиками. Я пока оставила такой вариант, чтобы можно было выгружать имитат с фоном из полукрестиков, а на схеме для вышивания, естественно, такого не будет, будут нормальные обычные символы.
Этап пятый - проверка
Лучше его сделать после того, как схема полежит хотя бы денек.
Вот что нам нужно будет сделать:
1. Еще раз посмотреть, все ли устраивает? Помним о том, что впереди еще больше труда - собственно вышивка! Не малодушничаем, если что-то не совсем нравится, исправляем. Да, надоело, да, времени уже потрачено много, но надо исправить то, что сделано неточно! Иначе потом будет неприятно вышивать и результат не станет по-настоящему радующим.
2. Отлавливаем возможные одиночные крестики. Их быть не должно, но вдруг? Выделяем по очереди каждый цвет и смотрим, если они есть - убираем.
ВСЕ! Выдохнули! Схема готова!
Если хотите, можете настроить сложения нитей, где-то пунктир для бэка, а где-то пунктир с точками, в программе. Но если вы делали схему для личного пользования, это необязательно, можно просто сделать несколько пометок прямо на распечатке с ключом к схеме, а где какой бэк вы и так будете помнить, забудешь тут после такой работы -)
Для информации: размер будущей вышивки по 16-й аиде 20 на 24.76 см., 126 на 156 крестиков. Количество цветов - около 30.
Приятного вышивания :)