Как-то накануне Новогодних праздников, я выложил материал про декоративные пуговицы из бересты, и озадачил всех пришедших ко мне гостей одной шарадой. С помощью каких инструментов получена такая рябая текстура на поверхности бересты. И пообещал любому, кто ближе всех окажется к истине, подарить кулончик "Полянка". Не думал не гадал я, никак не ожидал я такого вот конца. Не думал, если честно, что кто-то справится. Однако было два ответа, которые почти на пятьдесят процентов приблизились к догадке, и один, который попал точно в цель, не только в плане инструментария, но и относительно самого процесса. Это радует, что люди умеют мыслить креативно. Всех ближе подобралась к разгадке Светлана Тюрикова из Тюменской области. Вот туда и уедет к 8-му Марта этот самый кулон. Пусть Светлана свяжется со мной в личке, и отпишется по поводу куда слать заслуженный приз)))).
Ну а теперь, как я и обещал, пошагово расскажу как придать бересте такую мудрёную текстуру. Итак...
Сразу расставлю все точки по их законным местам. Весь процесс, или так скажем первая его часть происходит на твёрдой поверхности. В моём случае - это старая ржавая 20-ти килограммовая гиря. И ещё вам потребуется молоток, в моём случае это старая ржавая кувалдочка килограмма на три.
3.А теперь самый главный атрибут нашей технологии. Наждачная бумага. Чем больше показатель обведённый красной линией, тем больше зернистость этой штуки. И наоборот. А вы уж сами там в процессе решите, какая вам нужна.
4.Вот она, моя красавица.
5.Теперь кладём бересту лицевой поверхностью кверху, не нашу знаменитую раритетную гирьку, а на неё как видите, наждачку.
6.И начинаем водить рукой, держащей молоток (кувалду) вверх-вниз, создавая таким образом нужную амплитуду для удара :)))) Простукивать следует тщательно. Но если, вдруг, при снятии наждачки, вы увидите непробитые, не оттиснённые места на поверхности бересты, ничего не мещаем вам повторить процесс.
7.И вот перед нами наполовину подготовленная поверхность. Убираем с неё застрявшие в углублениях зёрна образива, и продолжаем.
8.Теперь нам потребуется кисточка, крепкий раствор марганцовки (ещё один способ тонирования к вашим услугам, сверх описанных в моей книге) и кусочек фетра.
9.Обмакиваем кисточку в раствор и обильно наносим на поверхность нашего материала.
10.Чтобы было так.
11.Затем, пока ещё не совсем подсохла марганцовка, протираем поверхность бересты куском старого фетра, высветляя выпуклые места.
12.Вот то что у нас получилось. Если кого-то устраивает такой тон бересты, можно оставить. Я же хотел получить более светлую поверхность и для этого смачиваю фетр водой. И вот уже с силой тру и тру, даже дым идёт))))) Это у меня шутки такие пиротехнические. На самом деле нет дыма, есть просто удовлетворение от работы.
13.Здесь видно что правая сторона более высветлена.
14.Вот такая незатейливая текстурка получилась. Представте себе туес, с такой поверхностью. Очень мне кажется незаурядная штучка получится.
15.А у меня получились вот такие рябые цепочки, потому что я не делаю туесов. Кстати сказать, тонировка держится намертво.
Надеюсь этот материал найдёт отклик в ваших сердцах и сподвигнет вас на новые творческие подвиги. Во всяком случае буду очень рад, если кому-то сии мои эксперименты придутся по душе.
А за сим, допиваю свой вечерний кефир и иду крутить бересту с новой силой. Авось, чего-то новенькое получится.
С новогодним уважением и массой наилучших пожеланий, народный мастер Ивановской области Кутрынин Александр.