Добрый день всем рукодельницам. Так как у нас начинается неделя войлока, решила выставить небольшой фотоотчет о создании куклы на каркасе в технике сухого валяния. Когда только начинала, было много вопросов как и что делать, как крепить, голову, руки, и как делать детали одежды, чтоб не использовать мокрое валяние, и разные другие тонкости. Набралась немного опыта, делюсь с вами. Не совсем мастер-класс, так как фото для такового маловато, скорее описание некоторых моментов и процессов в создании большой куклы для уже знакомых с техникой сухого валяния. Процесс разбираю на примере моей скульптуры "Лепрекон", созданной по мотивам иллюстрации Дениса Зилбера.
Итак...
Для создания игрушки понадобилось приблизительно 150 грамм сливера, по 50 грамм коричневого (цвет кофе), молочного, оливкового, бежевого, рыжего, немного белого кардочеса и кардочеса кирпичного цвета (использую новозеландский кардочес), иглы № 32, № 36, № 38, № 40 крученая, около 5 м. проволоки, 2 стразы черного цвета, клей супер-цемент, клей ПВА.
По времени выполнения - около 150 часов.
Многие мастера используют для наполнения основы синтепон, я использую сливер (неокрашенная грубая шерсть, она намного дешевле цветной). Из сливера формируем приблизительный овал лица иглой № 32 и № 36 до плотного состояния, после этого можно по "болванке" пройтись еще и 38 иглой для уплотнения волокон. После этого размечаем для себя зрительно, где будут находится глаза, делаем для них небольшие углубления подходящего размера и формы (кто-то предпочитает недовалять болванку и потом в процессе создания глазниц проваливать их внутрь, я предпочитаю основу довалять до состояния нерушимости))), а потом уже наращивать надбровные дуги, так больше гарантии, что и доваляно будет и пропорции лица сохранятся). Сначала полностью заполняю бежевым цветом лицевой участок (задняя часть не заполняется цветом, она еще будет наращиваться сливером до необходимой формы).
Формируем глазное яблоко, надбровные дуги, переносицу, при этом использую финишную звездочку, для проработки очень тонких деталей, таких как морщины и конечной обработки использую крученую № 40, после этой иглы почти не остается дырочек.
Продолжаю формировать лицо, постепенно добавляю объема в нужных местах (губы, подбородок, щеки) все части лица в процессе создания обрабатываю финишной 40, чтобы потом при шлифовке не поплыли черты лица, в итоге, по окончании работы с лицом финишная обработка нужна будет минимальная.
Наращиваю нос, бородавку))) формирую затылочную часть и шею из сливера до естественных пропорций. Затылок так же обрабатывается бежевой шерстью, сильно не шлифую, там еще будут волосы, правда не на всей голове, дедушка то лысенький)))
Формирую ушки (одна из самых сложных деталей в скульптуре, деталь плоская, но делать нужно не на губке, а на руках, пальчики сразу дырявятся). Делала так: формировала из бежа овал. Внешняя часть овала наращивается дополнительно шерстью (формируется валик по краю уха), потом вогнутая часть уха вовремя обработки на пальцах как бы продавливается вглубь (как продавливать вареник)))), по краю вогнутого участка формируем еще один валик. Со стороны крепления к голове оставляем необработанный край для приваливания к голове. Приваливаем ушки к голове. Ура))) голова готова)))
Приступаем к формированию каркаса для туловища. К сожалению, фото голого каркаса не сделала. Расскажу на словах. Отмериваем на глаз проволоку длиной с шею с запасом (эта часть уйдет в голову). Изгибаем на плечо, возвращаемся к шее, делаем второе плечо (если проволока тонкая, то стоит сделать несколько повторов для прочности, не забываем шею и ту часть, которая будет внутри головы, от этого зависит устойчивость головы). Если руки без каркаса, как делала я, то на руку я проволоку не пускала, только плечевой участок сделала немного длиннее необходимого, чтобы потом на него как бы нанизать руку. Далее возвращаемся проволокой к шее и от нее делаем позвоночник (еще раз повторюсь, если проволока тонкая, можно в несколько слоев, потом шерстью туловище, конечно, уплотнится, но плотный каркас не помешает), на уровне бедер формируем так же, как и плечи, каркас для бедер и ног. Наращиваем объем сливером и начинаем обрабатывать цветной шерстью.
Делаем туфли. Сначала коричневым цветом на губке делаем подметку до каблука, сверху наращиваем молочным цветом верх туфля до середины стопы (так как внутрь нам нужно завести каркас стопы). Накладываем каркас на подметку продолжаем наращивать верх туфля до щиколотки, формируем каблук и задник, Пряжка формируется на губке из нескольких кусочков.
Прорабатываются детали туловища, те участки, которые потом будут совсем недоступны (такие как горловина, подмышки, попа), стараюсь обработать окончательно.
Крепим голову. В центре шеи толстой иглой проваливаем "тоннельчик" - место для проволоки, очень плотно сажаем голову, незаваляные участки шеи приваливаем к месту шеи на каркасе, очень хорошо обрабатываем сначала 36, 38 (чтоб уж точно крепко держалась), ну и потом уже красивости наводим 40 крученой иглой. Делаем воротник, и все мелочи, которые будут под волосами.
Формируем из бежевой шерсти кисти рук. Пальцы формируются из пряди шерсти обрабатываются по спирали (образуется колбаска, чтобы ее согнуть в нужном направлении, с внутренней стороны сгиба нужно обработать иглой, при этом сгибая заготовку пальца). В месте перехода пальца в ладонь оставляем необработанный участок шерсти. Делаем ногти и собираем пальцы в ладонь, наращивая постепенно в районе оставленных необработанных кончиков. Приваливаем большой палец. формируем кисть бежевой шерстью небольшой участок, который будет виден из манжета сюртука.
Из сливера делаем основу для руки сразу изогнутой в локте, обрабатываем шерстью оливкового цвета, на сгибе локтя формируем складочки.
Манжеты. Делала сухим способом. Сначала шерсть оливкового цвета выложила на губке в два слоя площадью немного большего размера, чем необходимо, прошлась 36 иглой, потом на колене притерла ее ладонью для лучшего спрессовывания, потом финишной иглой под углом 45 градусов обрабатывала с обеих сторон (так волокна уходят как-бы внутрь полотнища), периодически притирала рукой на колене (больше не трение а как-бы вдавливание). В итоге получился довольно-таки крепкий кусочек полотнища, кирпичным цветом делала кусочек полотнища немного большего размера, так как он будет подгибаться внутрь. Потом, как в шитье, соединила два полотнища, с изнанки прошлась финишной иглой по длинному краю обработала аккуратно, вывернула на лицо, концы с другой стороны подвернула внутрь и аккуратно сваляла финишной, получился прямоугольник с одной стороны оливкового (изнанка) и кирпичного цвета. Изнаночной стороной наружу соединила узкие части манжета, плотно сваляла шов, вывернула налицо - манжет готов. Через плечо одеваем его на руку и аккуратно приваливаем к запястью.
Делаем в руке (предплечье, часть которая будет крепится к плечу) толстой иглой дыру для каркаса, вводим каркас в отверстие и плотно приваливаем руку к туловищу, обрабатываем все огрехи, при необходимости наращиваем цветную шерсть. Аналогично поступаем со второй рукой.
Фалды сюртука валяла аналогично манжетам. Подходящие по размеру полотнища двух цветов приводила к нужной форме, потом приваливала к туловищу. + элементы декора и пуговицы.
Пришло время лысому дедушке немножко обрасти волосами, Маленькими кусочками приваливаем брови и бакенбарды.
Волосы. Сначала наращивала волосы просто нанесением объема до необходимых размеров, потом брала отдельные кусочки небольшой длины и приваливала, чтоб получилась лохматость.
Трубка. Валяется деталь в форме горшочка, полый внутри. Сначала формируется что-то вроде овала, потом толстой иглой утрамбовывается выемка. Стержень трубки сделан на проволочном каркасе. Необходимой длины проволока при помощи клея ПВА обматывается шерстью нужного цвета. Нужно дать высохнуть около часа, потом в самой трубке делается тонельчик толстой иглой, при помощи клея супер-цемент стержень крепится в трубку. На конце трубки (та часть, которая будет вставляться в рот, оставляется кусочек не обработанный шерстью, во рту делается толстой иглой углубление, в которое этой частью проволоки трубка крепиться во рту и дает возможность вынимать и вставлять ее).
Шляпа. Из сливера формируется цилиндр немного расширяющийся кверху, внутри цилиндра делаем полость для головы (уваливаем полусферу). Обрабатывается коричневой шерстью до окончательного состояния, чтобы при дальнейшей работе не деформировалось. После этого начинаем наращивать поля (можно свалять полотнище и привалять его к цилиндру, но такое полотнище будет вялым). Я валяла постепенно добавляя ширину полей плотно зажимая шерсть между пальцами и иголку пропускала тоже между пальцами, в это время приваливала это все к основе (к тмоу месту, где должны быть поля на цилиндре). Получились очень плотные прочные, но тонкие поля. После обработки краев полей (плоскость полей обрабатывала под углом 45 градусов, чтоб была гладенькая) добавляем на шляпу пряжку. Вот дедуля уже и в шляпе.
Трость валяется без каркаса из двух частей, декорируется под дерево. Последние штрихи: кольцо на палец и серьга в ухо)))))
Теперь начинается процесс макияжа, для этого кто-то использует пастель, кто декоративную косметику. Я использовала косметику. Делаем дедушке синячки под глазами, красные щеки и нос. Тонируем ушки и немного бежевого на белок глаза Немного подкрашиваем губы.
В центр глаза вклеиваем на супер-цемент стразы.
Ну вот старичок леприкон и готов. Ростом он получился 45 см (вместе со шляпой).
Теперь этот дедушка живет в Бостоне в частной коллекции у милой женщины Изабель)))
Спасибо за Ваше внимание))))