Доброго времени суток всем интересующимся!
У меня давно зрело желание поделиться моей любимой техникой - «акварель + акрил», и вот я собралась с духом и сделала мастер-класс! Надеюсь, что он будет интересным и полезным - тем более, что описанная техника «акварель + акрил» открывает, на мой взгляд, широчайшие возможности для творчества.
В качестве примера я выбрала работу «Ведмедь». Сделано это по нескольким причинам: с одной стороны, работа достаточно простая для объяснения последовательности действий, с другой - есть, где развернуться и продемонстрировать возможности этой техники, да и просто нравится мне мой мишка! Попутно все желающие смогут нарисовать себе очаровательное существо…-
Рисовала я несколько дней при разном освещении, поэтому оттенки на фотографиях несколько отличаются, прошу не обращать на это особого внимания, т.к. на суть это не влияет.
Нам потребуется:
- Плотная акварельная бумага (размер 30х40 или чуть больше).
- Акварельные краски (у меня 24 цвета).
- Кисти белка/колонок №№ 3, 10.
- Акрил белый художественный.
- Карандаши чернографитные.
- Ластик.
- Скотч малярный.
- Планшет.
- Мастихин (по желанию, можно заменить кисточкой, лучше тонкой круглой синтетикой №3).
- Лезвие.
- Банка для воды и тряпочка для вытирания кистей.
Ну, и терпение!
Приступим.
Крепим лист на планшет с помощью малярного скотча.
Почему планшет и скотч? В этой технике бумага покрывается неравномерным слоем краски, да еще и неравномерно смачивается - от всего этого она коробится. Поэтому чем выше плотность бумаги и чем более равномерно она крепится к плоской жесткой поверхности, тем меньше она будет коробиться. Можно крепить кнопками, но тогда кроме неопрятных дырок по углам вы получите в итоге еще и «вздыбленный» в непредсказуемых местах лист. Можно ни к чему не крепить и рисовать на горизонтальной поверхности (например, просто на столе) - дырок по углам не будет, но о последствиях я вас предупредила. А рисовать на вертикальной поверхности (чуть под углом) мне просто удобнее - привыкла за много лет.
Берем карандаши и размечаем лист.
Сначала необходимо общими линиями определить положение основных предметов на листе (в нашем случае это медведь и подушка), прорисовывать более детально можно уже после. Если начать сразу подробно прорисовывать какую-то часть - например, голову - то можно оказаться в ситуации, когда голова нарисована классно, ушло много времени, а пятки не поместились…- Придется все стирать и начинать заново, а это не только обидно и досадно, но и портит бумагу. Поэтому необходима предварительная разметка. Причем лучше карандашом твердости НВ и не сильно нажимая.
Прорисовываем детали. Стираем лишние линии.
Особенное внимание необходимо уделить контуру и местам, которые в итоге должны остаться белыми или совсем светлыми. Стираем все, что уже не нужно! Лишняя и непредвиденная «волосатость» от оставшейся первоначальной разметки не украсит работу.
Откладываем карандаши, наливаем воду, открываем краски. Берем тряпочку с хорошей впитываемостью, чтобы вытирать кисть от лишней воды.
Совет: не берите очень маленькую баночку для воды. Чем меньше объем воды, тем чаще ее надо менять. Если не менять вовремя воду, можно испортить работу - цвета становятся грязными. Акварель к этому очень чувствительна.
Начинаем писать. В этой работе оптимально будет писать по сухой бумаге, т.к. необходимо четко попадать в намеченные контуры цветных предметов.
Принцип акварели: «от светлого к темному». Соблюдаем!
Сначала яркая розовая подушка.
Затем медведь (лапы и туловище).
Очень внимательно нужно отнестись к области вокруг глаз - они должны остаться белыми!
Нос и зрачки: самое темное - самым последним.
Начинается самое интересное!
Делаем медвежачий мех акрилом. Я использую для этого мастихин. Можно взять тонкую круглую синтетику (кисточку), например №3.
Обязательно соблюдаем направление «роста шерсти»!
Акрил создает необходимую фактуру. Логично и обосновано его применение для изображения «волосатых», пупырчатых и пр. поверхностей с ярко выраженным рельефом. Если гладкое глянцевое яблоко вы сделаете «пупырчато-волосатым», то это будет выглядеть несколько странно…- Если только это не такая задумка художника -)
«Причесываем» всего медведя.
Если вы обратите внимание, то наиболее явно фактура материалов проявляется на световых участках и на границе света и тени, в тенях ее (фактуру) практически не видно. Учитываем это при работе акрилом: наиболее густая «шерсть» у нас на свету, меньшее количество «шерстинок» на предполагаемых темных участках. В тенях можно вообще обойтись без акрила (например, на носу).
Даем акрилу высохнуть.
Начинаем писать медведя поверх высохшего акрила.
Сначала делаем общую заливку, чтобы убрать белые пятна.
Затем берем маленькую кисточку и начинаем тщательно выписывать шерсть, лапы, уши, щеки, нос…- У меня это занимает часы.
Не забываем: от светлого к темному.
Постепенно у нас проявляется объем.
После того, как результат нас более-менее начинает устраивать, переходим к подушке.
Данная работа достаточно графична. В ней я пошла по принципу «чем важнее объект, тем он более цветной». Медведь - главный герой. Он самый яркий, фактурный, детально проработанный. Фон - наименее важен, поэтому он просто сделан простым карандашом. Подушка - переходный этап, поэтому в ней сочетается карандашная штриховка и цвет.
Цветовую заливку мы уже сделали, переходим к штриховке.
Штриховать желательно начинать с левого верхнего угла работы (если вы правша и рисуете правой рукой). Почему? Чтобы в процессе работы не затереть ранее заштрихованное рукой. Попробуйте сделать несколько штрихов близко друг к другу на бумаге, а затем потереть их пальцем. Видите, какое получилось неопрятное пятно? На работе такие «затертости» смотрятся плохо.
Чтобы этого избежать, можно подкладывать под руку листок белой бумаги. Можно штриховать, опираясь только на мизинец, тогда площадь потенциального «затирания» будет минимальна. А еще лучше - на ноготь мизинца! В этом случае «затереть» что-то практически нереально.
Еще один момент: если вы штрихуете обычным простым карандашом, то на наиболее темных участках (там, где больше всего штрихов) поверхность приобретает металлический блеск, тени становятся не самыми темными, а самыми блестящими. Мне это не нравится, поэтому я рисую специальными художественными карандашами, которые не дают такого металлического блеска. Но это дело вкуса и возможностей.
Штрихуем по форме, выявляя объем подушки.
Делаем кант и кисточку.
Штрихуем фон.
Делаем вертикальную поверхность от левого верхнего угла к нижнему правому.
Штрихи стараемся располагать рядом друг с другом, с равными промежутками, одинаковой интенсивности. Для создания более темных участков проходим по ним несколько раз.
Лучше использовать для фона карандаши мягкости от 2Н до НВ (максимально). Более мягкие карандаши будут больше мазаться, да и сделать равномерно светлый фон ими сложнее.
Карандаши должны быть остро заточенными!
Перед тем, как начать штриховать горизонтальную поверхность, опять возвращаемся к медведю.
Мне показалось, что он все-таки недостаточно «причесан». Да и по теням еще можно было бы пройтись.
Берем лезвие и проходим им по покрытым акрилом участками, как бы срезая наиболее выступающие части «шерстинок».
Получается, что мы как бы высвечиваем отдельные волосики. Сверху у нас остается ровная белая площадочка, а по бокам «шерстинки» - ранее нанесенная на нее краска.
После этого берем тоненькую кисточку и рисуем по этим белым частям новыми цветами. На боковые части «шерстинок» стараемся не попадать, оставляя ранее нанесенный цвет.
Мне показалось, что передняя лапа недостаточно мохнатая. Берем акрил, мастихин (можно кисточку) и добавляем «шерсти».
После того, как акрил высох, пишем по нему акварелью.
Предела совершенства нет. Можно соскабливать, дописывать, добавлять акрил и снова писать по нему до тех пор, пока не наступит полное моральное удовлетворение от получившегося рисунка.
Все, медведь нам очень нравится, надо его «положить». Делаем горизонтальную поверхность.
Не забываем про падающие тени.
Еще раз окидываем работу критическим взглядом. Делаем некоторые акценты (дорисовываем шнурок, проходим по падающим теням на горизонтальной поверхности, по теням на подушке).
Ставим акрилом блики на глаза.
Не забываем поставить подпись.
Снимаем работу с планшета, убираем скотч.
Благодаря креплению скотчем работа не слишком деформировалась в процессе рисования, получился относительно ровный край рисунка и остались белые поля, которые очень пригодятся для дальнейшего оформления работы. Мне больше всего нравится оформление в багет с паспарту под безбликовое стекло.
А теперь предлагаю Вам легкий способ увидеть свою работу другими глазами: ее надо перевернуть.
Зачем это нужно? Пока мы рисовали, глаз у нас «замылился». Мы уже выучили наизусть все изгибы шнура и складки на подушке, медвежьи шерстинки и выражение его морды. Мы влюбились в свое произведение и не можем допустить, что в нем что-то не так. Перевернув работу, мы можем заметить какие-то несовершенства, участки, требующие доработки.
Если работа нравится и в перевернутом виде, значит мы молодцы!
Надеюсь, что мастер-класс вам понравился и оказался полезным. Желаю удачи!
Если возникнут какие-либо вопросы/дополнения/пожелания, буду рада ответить/дополнить/учесть.
С наилучшими пожеланиями, Елена
P.S. Сегодня вдруг оказалось, что картина "Ведмедь" принята на конкурс "Самый смешной подарок на 1 апреля". Буду признательна всем, кто захочет поддержать ее, проголосовав на страничке http://www.livemaster.ru/item/2453127-kartiny-panno-kartina-vedmed!